- Каталог предприятий
- Технологии наука
- Очистка воды
- Отопление
- Пошив одежды
- Инструменты
- Продукты питания
- Для детей
- Для животных
- Компьютеры
- Рукоделие
- Промышленность производство
- Программирование и интернет
- Для отдыха
- Творчество
- Мебель
- Сантехника
- Обувь
- Косметика
- Для дома и общества
- Химия
- Здоровье Медицина
- Своими руками
- Проекты будущего
- Рейтинги
- Экономика
- События Люди
- Полезные советы на сайте
Императорский фарфоровый завод
15.11.2012 21:49

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917),
благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом
и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в
дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического
фарфора.
В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой
находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы
«Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию
«военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию
«Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и
служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая
достоверность.
С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства»
К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917) , благодаря техническим
новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом
отношениях.
В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение
Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры
«испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую
«агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по
форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной
частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно — художественными
принципами искусства фарфора.
Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории
декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего
настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали
называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие
А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны
имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и
В.Кандинского.
6_9m.jpgФарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и
красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного
узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился
благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма.
Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство
химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в
1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского
ученого М.В.Ломоносова.
В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается
первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий
коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому
быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с
мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности
творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и
других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной
белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных
заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления
парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов:
«Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и
чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и
конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие
художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество
самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им.
В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих
мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили
представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии
производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного
тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа
специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники
получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого
удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных
выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном
искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед
Н.Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное
сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией
«Золотой Меркурий».
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций
художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора.
Это можно увидеть в работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др.,
каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой
"ИФЗ" живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную
особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века. А Императорский фарфор — одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.
Комментарии к новости (0)
Пока нет комментариев к новости. Вы можете быть первымЕщё на эту тему

15.11.2012 21:49 - Слава
Императорский фарфоровый завод
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

30.10.2012 16:07 - Лина
Древнерусские украшения
Проблема производства качественной сувенирной продукции остается одной из важных задач современного рынка товаров, предлагаемых населению, и особенно в тех местах, где значителен поток туристов.

26.10.2012 22:19 - Лина
Компания НИКА была основана в 2003 году
По мере своего развития НИКА осваивает новые перспективные направления: производство ювелирных часовых аксессуаров, письменных принадлежностей и сувенирной продукции.

26.10.2012 22:13 - Лина
Предприятие "Софрино"
Предприятие "Софрино" является основным производителем предметов церковного обихода. Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом. Труженики Патриаршего завода вносят свой вклад в дело возрождения